История кафедры

   Специальность «Динамика и прочность машин» сочетает в себе основные черты классического «мехматовского» и инженерного образования. С первых дней своего существования она имеет высокий авторитет, учиться на кафедре «ДПМ» престижно. Образовательная программа базируется на глубокой подготовке в области математики и фундаментальных дисциплин, знании современных компьютерных технологий, индивидуальной форме обучения и привлечении всех студентов к научно-исследовательской работе. Срок обучения в настоящее время составляет 4 года в бакалавриате и дополнительно 2 года, если продолжить обучение в магистратуре.  

     История специальности «Динамика и прочность машин» в Брянском государственном техническом университете началась с 1969 г. (рис. 1), когда Минвуз РСФСР принял решение об ее открытии. В сентябре следующего года состоялся набор студентов. В числе первых оказались нынешние доценты и профессора университета В.А. Алдюхов, В.А. Татаринцев, Т.А. Стриженок, Л.А. Карабан.

   С 1969 по 1972 г. учебный процесс для студентов специальности обеспечивала кафедра «Детали машин и подъемно-транспортные машины», которая в 1976 г. была преобразована в выпускающую кафедру «Динамика и прочность машин и детали машин».

   В 1974 г. начала функционировать лаборатория динамики и прочности машин (общей площадью более 600 кв. м.) оснащенная самыми передовыми для того времени испытательными машинами: ЦДМ-200, ПММ-250, МУП-100, ИМ-58, аналоговыми вычислительными машинами, электронными микроскопами.

   В 1980 г. при кафедре была создана вычислительная лаборатория, оснащенная первой в институте ЭВМ ЕС1022, в дальнейшем преобразованная в вычислительный центр института. Окончательное свое название кафедра «Динамика и прочность машин» получила в 1981 г. В1985 г. кафедра начала вести целевую интенсивную подготовку специалистов  для Брянского машиностроительного завода по специализациям: динамика и прочность вагонов, дизелей, роботов и подъемно-транспортных машин.

    В 1988 г. решением Министерства тяжелого машиностроения СССР и Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР при кафедре была создана отраслевая научно-исследовательская лаборатория динамики, прочности и надежности транспортных машин.

   В 1993 г. наряду с основной специальностью кафедра начинает подготовку по специализации «Программное и математическое обеспечение инженерных исследований».

   Первым заведующим кафедрой был заслуженный деятель науки и техники РСФСР, доктор технических наук, профессор   Лев Николаевич Никольский (1913 - 1983 г.). Выдающийся ученый в области вагоностроения, автор четырех учебников по расчету и конструированию вагонов и более 150 других научных работ, автор восьми изобретений, создатель научной школы проектирования и исследования фрикционных амортизаторов удара вагонов, Лев Николаевич был замечательным организатором и воспитателем научных кадров.

   В 1943 г. начались исследования, над которыми он и его ученики работали долгие годы: оценка ударных нагрузок, действующих на вагон, разработка и расчет устройств, снижающих эти нагрузки, – поглощающих аппаратов автосцепки. Задача остается актуальной и сейчас: соударения на сортировочных горках и в поезде приводят к повреждениям вагонов и грузов и соответствующим убыткам.

   Более 30 лет Лев Николаевич Никольский возглавлял кафедру «Детали машин», а с 1981 по 1983 г. – кафедру «Динамика и прочность машин».

   Вклад профессора Л.Н. Никольского в развитие ряда важнейших направлений науки о транспорте значителен. Им выполнен цикл работ по исследованию фрикционных процессов при нестационарном трении, которые позволили создать научные принципы проектирования амортизирующих устройств, результаты этих работ обобщены в монографии «Фрикционные амортизаторы удара». Кроме того, Лев Николаевич занимался вопросами повышения надежности элементов подвижного состава. Им был разработан метод оптимизации параметров деталей и узлов машин по минимуму усталостной повреждаемости; под его руководством разработаны основные методы расчета деталей подвижного состава на прочность при малоцикловых нагружениях и случайных перегрузках. В 1971 г. под руководством Л.Н. Никольского были разработаны технические требования к проектированию поглощающих аппаратов вагонов, внедренные на всех вагоностроительных заводах страны.

   Л.Н. Никольский сформировал основополагающие принципы обучения студентов ДПМ, заключающиеся в индивидуализации подготовки, непрерывном участии в учебно-исследовательской работе и широком использовании для этих целей современной вычислительной техники. Под его руководством построен лабораторный корпус специальности, оснащенный необходимым испытательным и измерительным оборудованием, были созданы учебные планы, рабочие программы и большинство методических разработок, обеспечивших эффективный процесс обучения инженеров-механиков-исследователей. Он уделял большое внимание созданию научной школы и подготовке высококвалифицированных научных кадров. Под его непосредственным руководством защищены 31 кандидатская и 2 докторские диссертации.   

    Большой вклад в развитие кафедры внес доктор технических наук, профессор Борис Григорьевич Кеглин. Его научная деятельность посвящена проблемам нагруженности машин, повышения их качества и безотказности работы. Значительны достижения Бориса Григорьевича в разработке методов оценки параметрической надежности при изучении процессов трения и износа в тяжелонагруженных узлах, в разработке специальных композиционных порошковых материалов для фрикционных устройств транспортных машин. Так металлокерамика нашла применение в амортизаторах удара автосцепного устройства.

    С 1981 по 1983 г. Борис Григорьевич являлся доцентом кафедры «Динамика и прочность машин», а с 1983 г. по 2005 г. – заведующим кафедрой. В настоящее время он профессор данной кафедры.

  Под его руководством была создана научная школа, занимающаяся проектированием и исследованием амортизаторов удара железнодорожного транспорта. Это является и личным научным направлением профессора Б.Г. Кеглина, по которому он готовит своих учеников.

   В этой области имеются значительные достижения. Б.Г. Кеглиным разработаны принципы конструирования высокоэффективных поглощающих аппаратов. За разработку одного из таких устройств –  амортизатора ПМК-110А, который используется на всех типах вагонов, - он был награжден в 1988 г. дипломом Всесоюзного конкурса за лучшие работы по повышению надежности машиностроительной продукции и серебряной медалью ВДНХ.

   Борис Григорьевич Кеглин является ведущим специалистом в области динамики, прочности и надежности транспортных машин. Он автор 4 монографий, 180 печатных работ, 22 изобретений, 8 из которых внедрены в производство; в качестве научного руководителя подготовил 19 кандидатов и 1 доктора наук.

   В 1995 г. профессору Б.Г. Кеглину было присвоено звание «Заслуженный деятель науки и техники РФ», а в 2000 г. он награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

   На протяжении всего времени работы в университете профессор Б.Г. Кеглин большое внимание уделяет учебной работе, им разработаны учебно-методические пособия и комплексы по ряду специальных дисциплин. Профессором Б.Г. Кеглиным впервые разработан ряд дисциплин по специальности «Динамика и прочность машин».

   Под руководством Б.Г. Кеглина дальнейшее развитие получила кафедра «ДПМ». Значительно расширилась материально-техническая база: лаборатории оснащены современным испытательным оборудованием, созданы 2 класса вычислительной техники (рис. 2, 3). Много внимания уделяется научно-исследовательской работе студентов и аспирантов. Под руководством Б.Г. Кеглина студенты и аспиранты участвуют в конфе-    ренциях, во всероссийских конкурсах, ведут разработки новых  эффективных амортизирующих устройств для нужд железнодорожного транспорта.     

   За успехи в работе Борис Григорьевич Кеглин награжден почетным знаком отличника высшей школы, неоднократно награждался почетными грамотами Минвуза РСФСР, дважды - дипломами Минвуза СССР, Почетной грамотой Совета Министров СССР  и ВУСПС, грамотами и благодарностями администрации Брянской области, города Брянска, заносился на Доску почета университета.

   В настоящее время кафедру возглавляет доктор технических наук Алексей Петрович Болдырев. Он, так же как и Б.Г. Кеглин, работает в области создания поглощающих аппаратов автосцепки. С его участием разработан ряд конструкций амортизирующих устройств вагонов: гидроэластомерных, эластомерных, фрикционно-полимерных, фрикционно-эластомерных и др., используемых в настоящее время на железнодорожном транспорте.

   Много внимания Алексей Петрович уделяет работе кафедры: постоянно улучшается и обновляется материально-техническая база; улучшаются условия труда студентов и аспирантов.        

   Среди организаторов специальности важная роль принадлежит доценту Александру Васильевичу Чечетову, работавшему на кафедре с 1970 по 1998 г. Им было создано методическое обеспечение и разработаны лекционные курсы по строительной механике и оптимальному проектированию, многое сделано для совершенствования дипломного проектирования и научной работы студентов.

 

   В формировании курсов теории упругости, пластичности и ползучести велика роль доктора технических наук Анатолия Григорьевича Кузьменко, работавшего на кафедре с 1973 по 1988 г. Он был и основателем самостоятельного научного направления на кафедре, связанного с созданием теоретических основ проектирования и исследования подшипников скольжения машин, которое получило дальнейшее развитие в научной работе доцентов А.В. Яковлева и М.В. Зернина.

  Лабораторной базе и созданию лекционного курса по экспериментальным методам исследования была посвящена деятельность доцента Юрия Васильевича Игнатенко, работавшего на кафедре с момента ее основания.

   Подготовку студентов по вычислительной технике обеспечивали старший преподаватель Виталий Сергеевич Егоров, затем доцент Валерий Иванович Овсий, который по совместительству исполнял обязанности начальника информационно-вычислительного центра института. С 1984 по 1997 г. ведущим преподавателем, осуществляющим подготовку по вычислительной технике и по курсам специализации «Программное и математическое обеспечение инженерных исследований», был доцент Андрей Николаевич Прасолов.

   В настоящее время профессор, кандидат технических наук Анатолий Петрович Шлюшенков ведет преподавание курсов, связанных с механикой разрушения элементов машин, их циклической прочностью и надежностью. Доцент, к.т.н. Алексей Андреевич Ольшевский занимается подготовкой студентов в области строительной механики и оптимального проектирования конструкций. Доцент, к.т.н. Александр Викторович Яковлев готовит студентов специальности «ДПМ» в области теории упругости, читает основную часть курсов «Объектно-ориентированное программирование», студентов специализации «Программное обеспечение инженерных исследований» - в области компьютерной графики. Доцент, к.т.н. Михаил Викторович Зернин читает курсы по теории пластичности и ползучести, а также по механике композиционных материалов.  Профессор, д.т.н., заведующий кафедрой Алексей Петрович Болдырев читает все курсы, связанные с направлением «Динамика машин», а также курс «Методы научно-технического творчества».  Доцент, к.т.н. Тимофей Николаевич Прилепо отвечает за подготовку студентов в области эксперимента, кроме курса «Экспериментальная механика». Доцент, к.т.н. Владимир Александрович Алдюхов кроме курсов, связанных с динамикой машин, читает дисциплины «Теория автоматического регулирования», «Автоматизированные системы научных исследований», «Базы данных, знаний и экспертные системы». Доцент, к.т.н. Евгений Геннадьевич Гайворонский обеспечивает для обеих специализаций подготовку в области информатики и применения вычислительной техники. Доцент Гуров Александр Михайлович отвечает за подготовку студентов в области «Современных программных промышленных пакетов». Доцент Фатьков Эдуард Александрович—«Конструкции и основы проектирования транспортных машин».Старший преподаватель Алексей Геннадьевич Башмаков ведет занятия по курсам «Вычислительная механика», «Дискретная математика», «Системное программное обеспечение»и др., ассистент Лагерев И.А. читает  курс САПР,  ассистент Ольшевская Мария Алексеевна ведет занятия по «Строительной механике».

   Кафедра продолжает вести активную научную работу по созданию амортизирующих устройств подвижного состава, она и организованное при ней научное предприятие «НПП Дипром» являются ведущими в России. По этому направлению работниками кафедры за последние годы получено 6 патентов РФ на изобретения, три из них внедрены в производство на машиностроительных предприятиях России и ближнего зарубежья.

    Кафедрой выпущено за последние годы 4 монографии, 5 сборников научных трудов и более 100 печатных работ, 2 учебных пособия, одно из которых с грифом УМО.

    К 2010 г. кафедра выпустила более 1150 инженеров-механиков-исследователей. География работы выпускников широка: от Белоруссии и Латвии до Красноярска и Нижнего Тагила, от Санкт-Петербурга до Днепропетровска. Многие трудятся в дальнем зарубежье: США, Канаде, Германии, Израиле.

    Среди выпускников более 60 кандидатов и 9 докторов наук: А.В. Лагерев, А.А. Реутов, И.Н. Серпик, А.П. Болдырев, Г. Н. Волохов, О. С. Сухарев, С. И. Артюхов, В.С. Коссов, Н.В. Попкова. Некоторые выпускники ведут активную работу над докторскими диссертациями. Среди выпускников кафедры: директор Всероссийского научно-исследовательского тепловозного института В.С. Коссов; заведующий кафедрой «Подъемно-транспортные машины», ректор БГТУ профессор А.В. Лагерев; профессор той же кафедры А.А. Реутов; профессор кафедры «Философия и история» д.филос. н. Н.В. Попкова; заведующий кафедрой «Динамика и прочность машин», д.т.н. А.П. Болдырев; профессор Брянской государственной инженерно-технологической академии И.Н. Серпик. Выпускниками кафедры «ДПМ» 1983 г. В.А. Рудниковым, В.И. Васиным и другими создана и успешно функционирует группа компаний «R-Style», ее брянским филиалом долгое время руководил доцент кафедры М.В. Зернин.

   Кафедра «ДПМ» обеспечивает научно-педагогическими кадрами многие вузы. Так, в Брянском государственном техническом университете преподавательскую работу ведут Агапов Д.Г., Алдюхов В.А., Башмаков А.Г., Белоусов А.Г. , Болдырев А.П., Гореленков А.И., Лагерев И.А., Зернин М.В., Израилев В.Я., Кожелева Е.М., Лагерев А.В., Лысиков Н.Н, Малахов Ю.А., Милакова А.А., Невмержицкая Г.В., Ольшевский А.А., Ольшевская М.А., Попкова Н.В., Реутов А.А., Скляр Е.Н., Стриженок А.Г., Толстошеев А.К., Шалимов П.Ю., Щеглов С.Л. и др.; в Брянской государственной инженерно-технологической академии – Грядунов С.С., Серпик И.Н., Симин А.П., Евельсон Л.И.

 

Инженеры специальности «Динамика и прочность машин» являются востребованными кадрами в самых различных отраслях промышленного производства, областях разработки программного обеспечения, показывают себя квалифицированными, обучаемыми специалистами, в чем отражается результат работы кафедры.

^ TOP .